Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Памятки для родителей

Памятка родителям по профилактике детского суицида

Памятка родителям

по профилактике детского суицида

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни. Может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев, и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Уважаемые родители! Будьте бдительны!

Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.

Выделяются несколько признаков склонности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если Вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если он сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина?» и «Какова цель?» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам- психологам.

 

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую,       что      что-то

происходит.                 Давай поговорим об этом».

«Когда     я    был    в    твоем

возрасте… да ты просто несешь чушь!»

«Все         безнадежно          и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас

проблемы, как их можно разрешить».

«Подумай      о    тех,     кому хуже, чем тебе».

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит                        твое

настроение. Поговорим об этом».

«Не      говори      глупостей. Поговорим о другом».

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи     мне,    что    ты чувствуешь.                          Я

действительно хочу тебя понять».

«Где        уж       мне       тебя понять!»

«Я     совершил      ужасный поступок»

«Я     чувствую,      что      ты

ощущаешь      вину.     Давай поговорим об этом».

«И что ты теперь хочешь?

Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается».

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это

изменить».

«Не получается – значит, не старался!».

 

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

 

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

  1. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Уважаемые родители,

при общении с ребенком важно соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что Вы в состоянии помочь;
  • будьте терпеливы;
  • не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это»;
  • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
  • не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...;
  • делайте все от вас зависящее.

Внимание!!!

 Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически  не возможно предугадать и предотвратитьНа самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

  • Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если ктото и заговорил об этом – значит, не всерьезБольшинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кемто делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

В школе к Вам придет на помощь психолог.

Телефон доверия 8-800-2000-122 (анонимно, круглосуточно, бесплатно)

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Памятка родителям “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”. Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки. Конвенция о правах ребенка. Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Ответственность за жестокое обращение с детьми Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ). Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Уважаемые папы и мамы! В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь. Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни... 1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни. 2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни. 3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете. 4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах. 5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним. 6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации. 7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы. 8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами. 9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком. 10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди. 11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений. 12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?.. 13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна 14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми. 15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся. 16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все. 17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности. Эмоциональное насилие - длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка. Психологическое насилие - длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал. Примеры эмоционального и психологического насилия: 1. Запугивание ребенка: • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов; • используют для запугивания свой рост, возраст; • на него кричат; • угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее). 2. Использование силы общественных институтов: • религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее. 3. Использование изоляции: • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если: • унижают его достоинство; • используют обидные прозвища; • используют его в качестве доверенного лица; • при общении с ребенком проявляют непоследовательность; • ребенка стыдят; • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому). К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы: • угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение); • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам; • используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным; • отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров. Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание"). Родителям о наказании Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример. Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт. Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка. Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. Чем заменить наказание? Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится. Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

 

Психолого-педагогическая помощь родителям

Областной закон № 346 ЗС РОот 16.12.2009 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию"

Одиночество ребенка в семье

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

В компании сверстников выделяются дети, которые играют или занимаются своим делом одни — так они неосознанно выбирают для себя зону комфорта. Они не одиноки. Если человеку приятно находиться с собой, то это не одиночество. Если хочется общаться, но не с кем – тогда беда.

Первые ощущения, связанные с чувством одиночества, приходят к детям в периоды, когда они выпадают из привычного круга общения, разлучаясь с близкими им людьми. Это время, когда они начинают ходить в детский сад, в школу или отправляются в летний лагерь. И особенно остро — во время конфликтов, часто возникающих в незнакомом коллективе. Задача родителей в это время состоит в том, чтобы научить детей делиться своими переживаниями, проговаривать свои чувства. Именно это умение способно защитить ребенка от невроза и одиночества в кругу сверстников. Ребенок должен быть уверен в том, что он очень нужен своим родственникам, что для них важны его интересы, фантазии, мечты и чувства.

Предпосылки одиночества

Одиночество – явление многогранное, и лишь одна из них имеет позитивную сторону: когда оно продиктовано определенным складом характера ребенка. Таким детям комфортно наедине с собой и отсутствие общения является их добровольным выбором. Все остальное – трагичная история. Рассмотрим возможные причины этого явления.

1. Одиночество дома. Родители заняты, гулять одному нельзя. Даже когда взрослые дома, слышишь: «найди себе занятие» или «не мешайся». Дети чувствуют свою ненужность и вместе с этим одиночество. Если ребенок не ощущает себя частью семьи, частью окружающего мира, то ему будет очень нелегко установить контакт с окружающими. Одиночество переживается иначе, если за спиной — любящая семья.

2. Выбор друзей. Часто родители вынуждают ребенка к одиночеству тем, что постоянно критикуют его друзей и диктуют, с кем можно дружить, а с кем нельзя. Только все не так просто. С одними людьми не интересно, другие сами не дружат. И опять одиночество.

3. Пренебрежение интересами коллектива сверстников проявляется и в отделении ребенка от коллектива. Современные родители так нагружают детей дополнительными занятиями, что отрывают их от общих школьных дел. Ребенок не такой, как все, он не может убирать школьный двор вместе со всеми, ведь у него шахматы или балет. Таким образом, разрушаются социальные связи на стадии их становления.

4. Несформированные навыки общения. Дети не умеют общаться: они грубы, не умеют уступать, делиться, играть. Сверстники избегают общения с такими ребятами.

Как помочь ребенку

Истинные причины одиночества можно не увидеть. Ребенок может годами не принимать участия в играх сверстников, а его одинокое рисование восприниматься как склонность к художественной деятельности. Возможно, источником отчуждения были старые вещи, которые вы надевали ребенку в детский сад, отсутствие телефона в начальной школе по вашим принципиальным соображениям, большое количество репетиторов, отказ от общественной деятельности, запрет на общение с кем-то. Трудно признать свою ошибку, еще труднее исправить ее. Но сделать это необходимо.

1. Проявите чуткость. Постарайтесь понять, что происходит с ребенком именно сейчас: он не нуждается в общении или сверстники, не принимают его. Сделайте это деликатно, наблюдая за ребенком, общаясь с ним. Обратите внимание на детскую самооценку. Если ребенок поделится проблемой, то не спешите ее решать путем насмешек или звонков педагогу, а подумайте, как исправить ситуацию.

2. Начните с самооценки ребенка. Важно вселить в него уверенность. Только делайте это аккуратно и терпеливо. Повышение самооценки процесс сложный и длительный.

3. Расскажите о своем опыте: о друзьях и подругах, приведите пример сохранения дружбы у папы и мамы. Начните учить ребенка относиться к дружбе как к ценности.

4. Подумайте о возможных друзьях. Наверняка в классе, во дворе, в танцевальной группе есть дети, которые симпатичны ребенку, он тянется к ним, но нет возможности дружить. Подумайте, как начать дружбу: пригласить в гости, подвезти до дома, поделиться угощением. Дружба подразумевает отдачу. Поддержите инициативу ребенка.

5. Учите ребенка общению, формируйте коммуникативные навыки. Ваш ребенок должен стать интересным для своих сверстников, и тогда у него появятся друзья.

Если ребенка любят и уважают в семье, прислушиваются к его потребностям, воспитывают уважительное отношение к окружающим, развивают навыки общения, то он избежит проблем одиночества. Он любим в семье, и уже не одинок. А временные трудности преодолимы.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pomoch-rebenku-kotoryy-chuvstvuet-sebya-odinokim/