Финансовая грамотность – это способность человека принимать обоснованные решения, как рационально использовать свои денежные средства. Простыми словами, к понятию финансовой грамотности относится вообще всё, что связано с деньгами, финансами, личным бюджетом, доходами, расходами, покупками, сбережениями и т.д., а также совокупность умений и навыков решать финансовые задачи в повседневной жизни. На практике это позволяет правильно оценить конкретную финансовую ситуацию и выбрать наиболее подходящий вариант решения проблемы или оптимальный порядок действий в данной ситуации. Финансово грамотный человек будет действовать рационально и улучшать свое благосостояние. Ежедневно сталкиваясь с необходимостью решать финансовые задачи, человек использует для этого имеющиеся у него знания, навыки и накопленный опыт в сфере финансовых отношений. Совокупность таких знаний, навыков, способностей и опыта определяет уровень финансовой грамотности человека. Основные умения финансовой грамотности: способность планировать личный бюджет; навыки поиска, подбора, анализа и оценки финансовой информации из различных источников; сопоставление личных потребностей с располагаемыми денежными средствами и ранжирование расходов; рациональное поведение в финансовых отношениях; умение сопоставлять финансовые перспективы, риски и адекватно их оценивать; способность понимать суть финансово-экономических понятий и явлений; навыки взаимодействия с финансовыми институтами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и определять последствия от своих действий.
Молодежные программы по повышению финансовой грамотности в Российской Федерации должны дать свой эффект в 2025-2030 годах. Объективно важным является и распространение программ повышения финансовой грамотности и среди других категорий граждан России. Вместе с тем целевую категорию должны составлять дети и школьники. Повышение их уровня финансовой грамотности возложено на образовательные учреждения. В процессе обучения рассматриваются такие вопросы, которые дают общее представление о финансах, деньгах и основных финансовых терминов. В дошкольных образовательных учреждениях все это проводится в игровых формах, с использованием наглядных средств обучения, видео-уроков. Все это для того, чтобы процесс получения знаний не был скучным.
Источник: Нестеров А.К. Финансовая грамотность // Энциклопедия Нестеровых - https://odiplom.ru/lab/fingramota.html